Ивановский НИИ МИД имени В.Н. Городкова

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Ивановский научно-исследовательский институт
материнства и детства имени В.Н. Городкова"
Министерства здравоохранения Российской Федерации

153045, г. Иваново, ул. Победы, д. 20,
 Схема проезда

СALL-ЦЕНТР 8 (4932) 351 846

Работа по Грантам

25 марта 2015

Работа по Грантам

Ивановским отделением «Союза Женщин России» для решения задач социальной адаптации выпускников детских домов в нашей области реализуется проект «Выпускники детских домов – мы как все!». Проект проводится на базе Ивановского НИИ материнства и детства имени В.Н. Городкова и дает возможность ученым разработать и внедрить на этапах обучения программу по адаптации в социуме выпускников детских домов, подготовки к самостоятельной жизни.
Проблема постинтернатной адаптации воспитанников и выпускников детских домов давно переросла из проблемы педагогической в острую социальную, так как процесс социализации и адаптации этих детей к самостоятельной жизни проходит очень сложно. Большинство воспитанников  после окончания детских домов  сталкиваются с целым рядом трудноразрешимых проблемам. Среди них, получение образования и проблемы трудоустройства;  организации быта и досуга; возникновения и поддержания  социальных связей. Очевидно, что интернатная система коллективного воспитания не способствует формированию навыков социальной интеграции и адаптации к самостоятельной жизни. Отсутствие важнейшего института социализации – семьи, в которой происходит передача опыта поколений,  формирование основных жизненных навыков, образовываются родственные связи, приводит к тому, что выпускник казенного учебного заведения имеет весьма однобокое представление об устройстве социальной жизни. Для таких подростков, скорее характерна инфантильная, иждивенческая позиция. Воспитанники детского дома, выходя за его порог, лучше всего умеют «быть сиротой». Они надеются на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не осознают, что можно опереться на свои собственные ресурсы. Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка,  обеспечение детей-сирот самым необходимым по выходу из детского дома, но, далеко не всегда  выпускники знают, как воспользоваться и распорядиться этими благами. В результате, поведение подростка инфантильно,  непрактично. Правовая некомпетентность, сложности с профессиональным самоопределением и дальнейшим трудоустройством, трудности в самостоятельной организации быта и досуга, неумение общаться и понимать другого, низкий уровень развития коммуникации, неуверенность, замкнутость, низкая самооценка, отсутствие опыта семейных, близких отношений, искажённое или неполное представление о ценностях, правилах поведения – самые типичные проблемы молодого человека, покинувшего детский дом. Необходимость исследования социальной адаптации воспитанников обусловлена постоянным ростом числа детей, оставшихся без попечения родителей, проблем, связанных с воспитанием, обучением и подготовкой к самостоятельной жизни таких детей.
В ходе исследования использовались социологические методы: анкетирование, углубленное интервьюирование. Выявили, что  большая часть воспитанников детских домов – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (92,1%). У большинства воспитанников сформировались преимущественно положительные впечатления от обучения и воспитания в детском доме. В планах большинства детей детских домов после окончания 9-го класса получение профессии и работа по специальности, самостоятельная жизнь, решение жилищных проблем. Однако большинство опрошенных ожидают, что будут испытывать разного рода трудности после выпуска из детского дома, в т.ч. материальные, жилищные, бытовые, психологические, медицинские, юридические, с трудоустройством. Для таких подростков наиболее ценным является здоровье, в меньшей степени - интересная работа, счастливая семейная жизнь, любовь, наименьшую значимость имеет активная деятельная жизнь. Многие из опрошенных воспитанников детских домов хотят создать в будущем свою семью, однако часть из них опасается ошибиться в выборе, думают, что им помешает стеснительность, неуверенность в себе, отсутствие жилплощади, не возможность материально содержать семью. Такие дети во время пребывания в учреждении хотели бы получать больше бытовых навыков (по приготовлению пищи, уборке и ремонту квартиры, планированию бюджета), а также навыков общения с людьми. Большинство воспитанников детского дома планируют продолжить общение с выпускниками и воспитанниками, воспитателями и администрацией детского дома. Кроме того, более половины воспитанников в трудной жизненной ситуации думают, что обратятся за помощью и советом к педагогам своего детского дома. В отношении своего будущего, только половина воспитанников уверена, что все будет хорошо. У остальных есть какие-либо сомнения, ощущение того, что будет нелегко, будут проблемы и трудности.    
Выявленные у воспитанников детских домов ожидаемые проблемы после выпуска их из интернатного учреждения создают необходимость формирования у них практических навыков с помощью моделирования ситуаций и психологических тренингов на стадии обучения и пребывания этих детей в стенах детского дома.



При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ.


Возврат к списку